Steve Jobs Stanford Commencement Adress - Выпускная Речь - Стив Джобс - Университет Стэнфорд - 2005

Вступление
               

 «Будьте пытливыми, Оставайтесь Простыми».
 



Это большая честь, представлять спикера с выпускной речью этого года – Стив Джобс. Главный исполнительный директор, а также основатель компаний Эппл и анимационной студии Пиксар. Со дня своего основания, университет Стэнфорд характеризуется смелостью и волевым желанием покорять новые горизонты. И эти свойства присущи нашему спикеру. Первооткрыватель и человек с богатейшим воображением. Он и его компании на протяжении трех десятков лет ассоциируются со словами «инновация» и «креативность».

Стив жил в Лос Альтос. Будучи 17 летним школьником, он неофициально посещал лекции в Стенфорде, а летом подрабатывал в Хьюлет Паккард. Столько же лет было и Силиконовой Долине. После окончания школы он покинул Калифорнию, чтобы учиться в Университете Рид . Недолго работал игровым дизайнером на компанию Атари. Здесь же предпринял поездку в Индию. В 1974 году, после возвращения, вместе со Стивом Возняком они постоянно посещали собрания в Компьютерном Клубе ХомБру в Центре Линейного Ускорения Стэнфорда. Спустя некоторое время они создали прототип компьютера Эппл-1.

Эппл-1 был очень быстрым в то время. Этот компьютер читал и записывал 4 килобайта информации за 20 секунд. Это в 20 000 медленней, чем компьютеры работают сегодня. Эппл-2 был еще быстрее, но уже предложил потребителям цветные мониторы. В середине 80-х Макинтош стал по-настоящему удобным для пользования персональным компьютером. Не нужно было быть экспертом, чтобы его включить и настроить, запустить программы или передать информацию на другой компьютер. Также новый манипулятор «мышь» был очень удобным. Каждому открылась дверь к компьютерной грамотности. Я также помню удивленные лица людей, ранее работавшие только за старыми компьютерными машинами, когда они впервые увидели персональный компьютер.

Стив также основал Анимационную студию Пиксар. За короткое время, они сделали революцию в киноиндустрии за счет гениальной технологии. Они произвели два фильма «История Игрушек» и «В Поисках Немо», которые получили академические награды. Восемь лет назад Стив вернулся в Эппл и еще раз изобрел компанию. Расширил видение на музыку и новые цифровые носители – iPod и iTunes изменили наши привычки слушать музыку. Покупать и хранить музыкальные произведения стало доступно как никогда. И в моем случае, его технологии изменили мой способ чтения книг. Теперь, мы можем купить любимые песни всего за 0.99 центов. И теперь мы можем загрузить их абсолютно легально в один клик мышки. iPhoto и iMovie сделали переворот в работе с фотографиями и видео. Теперь можно преобразовывать фото в видео. Эти технологии стоили тысячи долларов, но теперь ими обладает каждый пользователь макинтош.

Стив также придумал инновационную среду внутри компании Эпл, также как и внешний имидж. Только подумайте о маркетинговых кампаниях Эппл за прошедшие три десятка лет. Промо-логотип в 1976 году изображал Исаака Ньютона, сидящего под деревом в тот момент, когда на него упало яблоко. С запоминающимся слоганом «Байт в яблоке» (это была игра слов – как яблоко познания). Также была знаменитая реклама в 1984 году, что этот год не будет таким же как в книге Оруэлла о большом брате и Советском Союзе). В девяностых годах вы видели биг-борды с изображением Пабло Пикассо, Алберта Эйнштейна, Марты Грэм, Махатма Ганди, которые обращаясь к людям, просили думать иначе. Стив Джобс понимает, что когда мы думаем по-другому, нам открывается суть креативности и инновации. Стив убежден, что образование имеет силу преобразовывать жизни, совместно с внутренним желанием изменить мир к лучшему. С ранних годов компании Эппл, он развивал сотрудничество с образовательными институтами и поставлял компьютеры в школы. Последние 30 лет, он поделился бесценными технологиями, оказал помощь школам и сообществам, поставляя им компьютеры. Увеличил доступность информации для людей любого возраста, которые хотят учиться.

Больше 100 лет назад, описывая свое видение нового университета Лиланд Стэнфорд Роад сказал: Чтобы добиться успеха в жзини, необходимо возделывать и развиваться воображение. Стэнфорд знал, что технологические знания служат плацдармом для изобретений и инноваций. Стив Джобс понимает ,что компьютер – это очень мощный инструмент в техническом смысле, но настоящая сила – это способность быть креативным, использовать во благо воображение. В интервью газете Нью Йорк Таймз в 1997 году, Джобс сказал следующее: «Макинтош так хорошо развился из-за того, что люди, разрабатывающие его были музыканты, поэты, историки, которые к тому же и были компьютерными специалистами. А прошлой осенью, Бизнес Обозреватель спросил Стива, как ему удается производить инновации. Его ответ был обманчиво прост: Мы нанимаем людей, которые хотят сделать лучшие вещи в мире. Стив Джобс отражает нравы и креативность, которые характеризуют этот университет со дня его основания 114 лет назад. И это большая честь, что Стив сего здесь. Пожалуйста, давайте вместе со мной, горячо поприветствуем нашего спикера Стива Джобса.

                           

Это большая честь быть с вами в день вашего выпуска из лучшего университета в мире. Я никогда не заканчивал университет. На самом деле, сегодня я подобрался так близко к выпускному, как никогда в моей жизни. Сегодня я хочу поделиться 3-мя историями из моей жизни. Всего лишь три истории.

Первая история о том, что все точки соединяются.

После 6 месяцев обучения я бросил Университет Рид, но еще 18 месяцев я ошивался там, как отчисленный студент. Почему я ушел?

Все началось еще до того, как я родился. Моя биологическая мать была молодой, незамужней аспиранткой и она решила отдать меня на усыновление. Она очень хотела, чтобы меня усыновили люди с высшим образованием. Меня хотели взять адвокат и его жена и устроили до моего рождения. Только, когда я выскочил, в последнюю минуту они решили, что хотят девочку. Поэтому, мои родители, которые были в списке ожидания, получили звонок посреди ночи и их спросили: «У нас здесь неожиданно появился мальчик, вы его хотите?» Они ответили: «Конечно». Моя биологическая мама потом узнала, что у моей приемной мамы нет высшего образования, приемный отец не закончил даже старшие классы школы. Поэтому, она отказалась подписывать документы по усыновлению. Она сдала позиции только спустя пару месяцев, когда родители пообещали ей, что я обязательно пойду в университет.

И спустя 17 лет, я пошел в университет. Но я наивно выбрал самый дорогой университет, практически такой же как и Стенфорд, и все сбережения родителей из рабочего класса пошли на мое обучение. После 6 месяцев пребывания там, я не увидел никакой ценности в образовании. У меня не было понятия, что делать со своей жизнью, и тем более, не видел, как университет сможет в этом помочь. И здесь я тратил деньги родителей, которые они копили всю свою жизнь. Поэтому, я решил уйти и убедил себя, что все будет хорошо. Тогда было очень страшно, но спустя время я понял, что это лучшее решение в моей жизни. Когда я ушел я смог выбросить обязательные предметы, но ненужные мне и посещать те, которые казались интересными.

Это не казалось так романтично. У меня не было даже комнаты в общежитии, поэтому я спал на полу в комнатах моих друзей. Я сдавал пустые бутылки из-под кока-колы и за те 5 центов покупал еду. А еще, по воскресеньям я проходил 7 миль, чтобы поесть в храме Хари Кришны. Мне это нравилось. Все, что я пережил, следуя за своей пытливостью и интуицией, позднее оказалось ценнейшим опытом. Позвольте предложить один пример:

Университет Рид в то время проводил лучшие курсы каллиграфии в стране. Каждый плакат, надпись на ящичках по всему кэмпусу были написаны от руки с блестящей каллиграфией. Так как я уже был отчислен, мне не нужно было посещать нормальные предметы, я решил пойти на уроки каллиграфии и научится этому искусству. Я узнал о шрифте Сериф, о шрифтах с засечками, о том как выверять расстояние между разными комбинациями букв, и о том, что делает искусную типографию выдающейся. Это было прекрасно, исторично, неуловимо артистично так тонко, что наука не может передать, и я увлекся не на шутку.

У меня не было даже малейшей надежды практически применить это все в жизни. Но все это понадобилось и оживилось в памяти, когда мы разрабатывали первый компьютер Apple десять лет спустя. Все мои знания вошли в компьютер. Мак был первым компьютером с прекрасной каллиграфией. Если бы я не записался на этот единственный курс в университете, то Макинтош не имел бы различных гарнитур и пропорциональных шрифтов. И так как Windows всего лишь скопировали Mac, никакой компьютер в мире не имел бы таких шрифтов. Если бы я не бросил университет, я бы не учился каллиграфии, и ничего не было бы. Конечно, невозможно соединить все точки смотря вперед, когда я был в университете. Но эти зависимости очень хорошо видно, когда смотришь на десятки лет назад.

И снова, вы не можете соединять точки, всматриваясь в будущее, это только возможно, если смотреть в прошлое. Вы должны верить, что, что точки как то соединятся в будущем. Вы должны во что-то верить – интуиции, судьбе, жизни, чему-либо. Этот подход никогда меня не подводил и сделал все нужные перемены в моей жизни.

Моя вторая история о любви и потере.

Я был везунчиком – стал делать то, что люблю в начале жизни. Я и Возняк основали компанию Apple в гараже моих родителей, когда мне было 20. Мы тяжело трудились и через 10 лет Эппл выросла от нас двоих в гаражике переросла в компанию стоимостью в 2 миллиарда долларов с 4000 сотрудников. Годом ранее мы только выпустили первое творение – Макинтош и мне только исполнилось 30. А затем, меня уволили. Как можно уволить человека, который основал эту компанию? Ну… со стремительным ростом Эппл мы наняли очень талантливого человека, как я думал, который может управлять компанией со мной. И первые пару лет все шло как по маслу. Но позже наше видение будущего не совпадали и мы разошлись окончательно во мнениях. Когда это случилось, наши директора стали на его сторону. Поэтому в 30 лет меня уволили. И сделали это публично. Работа всей моей жизни улетучилась и это было опустошительно.

Несколько месяцев я не знал, что делать. Мне казалось, что я подвел предыдущее поколение предпринимателей, что бросил переданную мне эстафетную палочку. Я встретился с Дэвидом Паккардом и Бобом Нойс, пробовал извиниться, что так облажался. Я был публичным провалом, я даже думал сбежать из силиконовой долины. Но все же, что-то постепенно начало меня успокаивать – я все еще любил то, что делал. События в Эппл не изменили эту часть меня. Меня отвергли, но я все еще был влюблен. Поэтому, я решил начать сначала.

Тогда я этого не видел, но оказалось, что увольнение с Эппл стало лучшим событием всей моей жизни. Тяжелый груз успеха изменился на счастье снова быть новичком, снова начать все сначала не имея ни в чем уверенности. Я получил свободу войти в самый креативный период моей жизни.

На протяжении следующий лет, я основал компанию NeXT, и еще одну Pixar, а также влюбился в удивительную женщину, ставшую моей женой. В Pixar мы создали первую в мире полнометражную анимированную кинокартину «История Игрушек», теперь – это самая успешная студия в мире. В ходе поразительных событий, Эппл купила Next, и я вернулся в Apple. Технологии, которые мы разработали в Next лежат в основании второго подъема Apple. А у нас с Лорен вышла замечательная семья.

Я абсолютно уверен, что ничего бы не вышло, если бы меня не выбросили с Apple. Это была ужасно невкусная пилюля, но пациент в ней нуждался. Иногда жизнь бьет по голове кирпичом. Но, не теряйте веру. Единственное, что меня держало – это любовь к моему делу. Вы должны найти, то что любите. Это также относится к работе, как и к любимому человеку. Ваша работа займет большую часть жизни и единственный путь быть по-настоящему довольным – это верить , что вы делаете выдающуюся работу. Единственный способ сделать что-то великое, это любить то, что вы делаете. Если вы все еще не нашли этого, продолжайте искать. Не успокаивайтесь. А когда найдете, то почувствуете это всем своим естеством. Как и с хорошими взаимоотношениями, все будет становиться лучше и лучше со временем. Продолжайте искать, пока не найдете. Не успокаивайтесь.

Третья история о смерти.

В 17 лет я прочитал одну фразу: «Если вы живете каждый день как последний, то однажды будете правы». Меня это поразило, и на протяжении 33 лет я смотрел в зеркало и спрашивал себя: «Если сегодня последний день моей жизни, то нужно ли делать то, что запланировал сегодня»? Если несколько дней подряд я отвечал себе «Нет», то знал, что что-то пора менять.

Память о том, что скоро могу умереть помогала мне делать большие решения в жизни. Практически все: все внешние ожидания, гордость, страх перед унижением или неудачей – отпадают перед лицом смерти, остается только то, что по-настоящему важно. Помня, что вы скоро умрете, вы также будете знать, что вам нечего терять. Вы уже голый. Нет причин не следовать за сердцем.

Год спустя у меня нашли рак. Меня просветили в 7:30 утра и обнаружили опухоль поджелудочной железы. Доктора сказали, что это неизлечимая форма рака и, что мне осталось жить всего 3 месяца. Доктор сказал, что я пошел домой и привел все дела в порядок, что значит «Ты скоро умрешь». Значит, что нужно за 3 месяца сказать детям все, что ты хотел бы на десять лет вперед. Значит, что нужно все подготовить к смерти, чтобы облегчить этот момент родным. Попрощаться со всеми.

Я жил с мыслью об этом диагнозе весь день. Вечером у меня была биопсия, мне засунули эндоскоп в горло, прошли через желудок, кишечник и вонзили иглу в поджелудочную железу. Взяли на анализ пару клеток опухли. Я был под наркозом, но жена рассказывала, что когда доктора смотрели на них под микроскопом, то начали плакать, т.к. это оказалась очень редкая форма рака, который можно излечить операцией. Операция прошла успешно, и я стою перед вами.

Я стоял на пороге смерти, и надеюсь, что так близко смерть больше не подойдет еще десятки лет. Сейчас я могу сказать с кое-что с большей уверенностью, чем когда смерть была полезной, но абстрактной концепцией:

Никто не хочет умирать. Даже многие люди, которые хотят пойти на небеса, не хотят умереть, чтобы туда перейти. Однако, все мы разделим смерть. Никто и никогда не избежал этого. И так должно быть, потому что смерть – это лучшее изобретение Жизни. Это инструмент перемен самой Жизни. Старое умирает, чтобы освободить дорогу новому. Прямо сейчас новое – это вы, но когда-то не так далеко от сегодняшнего дня, вы станете старым, и нужно будет освободить путь новому. Извините за драматизм, но это правда.

Ваше время ограниченно, поэтому не живите чужой жизнью. Не ходите под догмой – под гнетом чужого мышления. Не позволяйте шуму чужого мнения подавлять ваш внутренний голос. И самое главное – будьте смелыми и следуйте за своим сердцем и интуицией. Они уже как-то знают, кем вы должны стать. Все остальное – второстепенно.

Когда я были молод, я прочитал удивительную статью из издания «Каталог всей земли», которое было учебным пособием моего поколения. Издание создал парень по имени Стюард Бренд со свойственной ему поэтичностью, живущий здесь неподалеку в Менло Парк. Это было в конце 60-х до появления персональных компьютеров и настольной издательской машины, поэтому оно было сделано с помощью пишущих машинок, ножниц и палароидов, что то вроде Гугла, только за 30 лет до появления гугла. Публикация была идеалистическая, приправленная полезными идеями и инструкциями. Стюард и его команда сделали несколько выпусков «Каталога Всей Земли» и в конце концов, издали последний номер. Это было в середине 70-х, я был вашего возраста. На задней обложке была фотография загородной дороги ранним утром, на которой вы бы ловили машины в поисках приключений. Под ней были такие слова: «Будьте пытливыми, Оставайтесь Простыми». Это было их прощальное послание : «Будьте пытливыми, Оставайтесь Простыми». Я всегда желал себя этого. И сейчас ваш выпускной, вы начинаете новую жизнь, я желаю вам того же: «Будьте пытливыми, Оставайтесь Простыми».

Всем большое спасибо.



Комментариев нет